Православный английский


Воспитание нравственной личности на уроках иностранного языка.

Стремление к совершенству – главная профессиональная черта учителя. Нельзя учит100; своему, можно учить только Божьему, тогда через учителя Сам Бог будет воспитателем порученных ему детей.
«Воспитание – из всех дел самое святое»Святитель Феофан Вышинский .


Сегодня духовно-нравственное воспитание нуждается в теоретическом осмыслении его методологических основ, разработке целостного подхода к ним. Наступил новый этап развития социума, связанный с изменением менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций у подрастающего поколения. Мы перестали думать о духовном обогащении, стали игнорировать нравственную сущность поступков. Такие проявления высокой нравственности, как сострадание, соучастие, сопереживание, уважение к другим и самому себе, к сожалению, отходят на второй план. Все острее ощущается потребность в воспитании духовно богатой, высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.
Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества, фактором постепенного и осознанного включения в различные сферы социальной деятельности и общественной жизни.
Сегодняшнее современное общество через концепцию духовно-нравственного воспитания l3;ичности и гр;ажданина России и через образовательные стандарты второго поколения ставит перед учителем определенную задачу– «воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», где «современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Нравственное чувство просыпается в человеке довольно рано, приблизительно в трехлетнем возрасте и хотя наибольший расцвет его наблюдается в пятнадцать или семнадцать лет, т. е. в таком возрасте, когда ученики начальной школы почти забывают школьные познания, но и более ранний возраст дает возможность воспитателю направить рост нравственности в ученике на должный путь.
Многие ученые, педагоги, психологи рассматривают вопрос о нравственном воспитании учащихся. К. Д. Ушинский, подчеркивая роль воспитания в жизни ребенка, требует от воспитателя быть «всесторонне образованным христианином», отдавая ему приоритет по сравнению с «просто» учителем, т. е. человеком, который дает знания, не ставя перед собой воспитательных задач . Писатель и богослов первых векоk4; христианства Клим;ент Александрийский с изумительной точностью вывел образ Божественного Педагога, показав всю возможную высоту и полноту учительского служения .
Цель педагога — улучшение детской души, а отнюдь не научение ее. Поэтому ему должно быть свойственно, прежде всего, умение воздействовать на ее расположение и на весь духовный облик воспитанников.
«Подавление, оттеснение какой-либо сферы души, — пишет В. В. Зеньковский, — неизбежно влечет за собой расстройство психического равновесия, расстройство в иерархии психических сил. Дитя цельно, и всякий разрыв в какой-либо сфере души неизбежно влечет за собой тяжелые последствия» . Отсюда ученый делает вывод о важности для духовного (а, следовательно, и физического) здоровья ребенка нормального развития религиозной сферы.
«...религиозные образы в душе ребенка помогают развернуться лучшим движениям детской души, — отмечает педагог, — изнутри согревают и просветляют ее. Школа, которая не хочет иметь дела с религиозной сферой ребенка... отбрасывает от себя огромную творческую силу и вынуждена прибегать к суррогатам и подменам» .
Не принятые во внимание и своевременно не удовлетворенные запросы духа компенсируются за счет других сфер. Это приводит к расстройству в иерархии психических сил, а в социальной жизни проявляется как осознанное или неосознанное стремление личности к жестокости, физическому или моральному саморазрушению, которое проявляется в различных аномалиях поведения (гр
91;бость, хулиг
72;нство, алкоголизм, наркомания, токсикомания, самоубийства, участие в деструктивных сектах и пр. ).
Принимая во внимание внутреннюю целостность и иерархичность строения личности (дух-душа-тело) школа должна равно заботиться о всех трех сферах ее реального бытия.
Христианство, базирующееся на учении Библии, формирует все стороны человеческой жизни, мышления, эмоций, поведения, деятельности по отношению к Богу, и к окружающим людям. Нет ни одной стороны бытия человеческой жизни, на которую не дала бы ответ Библия. Представляя духовный мир Бога, она не просто как-то положительно влияет на человека, она формирует личность и социум.
«Главную задачу воспитания, — пишет К. Д. Ушинский, — составляет влияние нравственное» . О приоритете нравственного воспитания с замечательной ясностью и образностью высказался И. Г. Песталоцци, назвав его «морем бесконечной силы совершенной любви» . «Любить вообще, — пишет прот. И. Базаров, — так близко сердцу человека, так естественно для его природы. Но как любить, уметь любить — это задача жизни...».
Помочь в решении этой задачи и призвано духовно-нравственное воспитание, цель которого — научить ребенка любить, явить ему примером, словом и делом всю высоту, глубину и полноту этого поистине Божественного чувства.
Существует огромное количество сказок, историй, рассказов, содержащих в себе положительный смысл, нравственное воспитание, примеры любви, добра, смелости…
Безусловно, можно выбрать любой текст и разобрать его, проанализировать с нравственной точки зрения, обсудить плюсы и минусы героев, их поступки, их мысли, m5;увства. Но являются ли этl0; герои совершенством во всем?! Нет! Они все без исключения обладают человеческими качествами. Следовательно, положительными и отрицательными. От этого никуда не деться, от рождения в человеке есть и светлое и черное начала.
Тогда, кого мы можем выбрать за образец совершенства, за идеал, к которому нужно стремиться, чтобы быть человечнее?
Образцом такой любви является Господь Иисус Христос, поэтому любовь к Богу есть основание и первое условие правильных отношений человека к другим людям. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим». [Евангелие от Матфея; 22, 37], «возлюби ближнего твоего, как самого себя». [Там же; 22, 39].
Целью и объектом духовно-нравственного воспитания является сердце человека, и в этом его отличие от умственного воспитания, целью и объектом которого является мышление, от эстетического — целью и объектом которого являются чувства и т. д.
Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.
Язык – хранилище культуры этноса, в нем запечатлен весь познавательный опыт народа, его морально-этические, социокультурные, художественно-эстетические, воспитательные идеалы. Процесс обучения современных школьников иностранн
99;м языкам содержит уникаl3;ьный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания подрастающего поколения.
Поэтому можно только положительно рассматривать воспитание духовности именно на уроках иностранного языка.
В ходе изучения иностранных языков затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение ученика, его нравственный облик, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических и экстра лингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка в той или иной жизненной ситуации.
Все чаще и чаще среди тем, обсуждаемых в ходе изучения иностранных языков, особенно в старшем звене, звучат многие насущные проблемы. Среди них выделяются такие, как проблемы толерантности, проблемы современной семьи, проблемы благотворительности, 087;роблемы материализма и национальной культуры, проблемы нищеты и борьбы с ней.
Коммуникативное обучение предполагает достаточно высокий уровень используемых задач.
Оно развивает способности и воспитывает такие качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность; развивает волю, мышление, внимательность, воображение, память.
Одним из многочисленных и разнообразных способов воспитания средствами иностранного языка является чтение общественно-политической, духовной и художественной литературы.
Важна на уроках иностранного языка работа в парах и групповая работа. В процессе парной и групповой работы воспитывается чувство ответственности за выполнение задания, учащиеся привыкают помогать друг другу и о;существлять контроль над товар;ищем, а это развивает внимание, способствует развитию чувства коллективизма. Именно в группах и парах проходит обсуждение той или иной проблемы, именно во взаимодействии с окружающими детьми складываются определенные точки зрения.
Таким образом, обсуждение проблемы в данном случае выступает одним из приемов работы. Причем работа не заканчивается одним лишь обсуждением. Решение, принятое в ходе обсуждения, какой-то проблемы, презентуется всему классу. В то время как класс выбирает лучшее решение и обосновывает свой выбор.
Путь воспитания при чтении – это путь опосредованный: от текстов, от полученной информации к мыслям, к выработке взглядов, убеждений формированию мировоззрения.
Эффективность воспитания в процессе чтения зависит не только от правильного подбора материала, от подуманных приемов организации чтения, но и от возможности применять содержание прочитанного в практической деятельности учащегося.
Что бы усвоенное и продуманное в ходе чтения стало действительным, нашло своё воплощение в повседневной жизни учащихся, полезно проведение учениками конференций и докладов, представление проектов и написание эссе и сочинений. Особенно важно, если в беседе обсуждаются важные актуальные проблемы.
Таким образом, видно, что процесс воспитания – это не особый процесс, проходящий отдельно и независимо от процесса обучения. Воспитание, формирование личности обучаемого, его мировоззрения осуществляется непосредственно в процессе обучения.
Существует так же иной способ, воспитания средствами иностранного языка, а именно: использование поэзии на уроках иностранного язык;а. Это способствует развитию основных коммуникативных умений – чтения, а;удирования, говорения, причём последнее чаще всего выступает в форме обсуждения содержания поэтического произведения, которое может вызвать настоящую дискуссию в группе, поскольку проблемы, затрагиваемые в поэтических произведениях, универсальны, носят жизненный характер, не всегда предполагают однозначное решение.
Использование поэзии на уроках иностранного языка способствует так же знакомству с лучшими образцами поэзии, видами стихотворных форм, с вариантами перевода стихов на родной язык, способствует развитию различных навыков и культурной компетенции обучаемого.
Большинство тем иностранного языка затрагивают напрямую или косвенно нравственный аспект воспитания.
На сегодняшний день учителю дана свобода создания той атмосферы, когда учащиеся могут через презентации, видео, элективные курсы обогатиться духовно. Это может быть элективный курс с названием «Вежливые англичане», «Православный английский», «Иностранный этикет», «Моя родословная», «Права и обязанности ребенка» и тому подобное.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения уделяет внимание личностным результатам ученика:
• формированию основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознанию своей этнической и национальной принадлежности; формированию ценностей многонационального российского общества; становлению гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формированию целостного, социально ориентированн;ого взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• формированию уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
• развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей».

Личностные результаты выпускников основной школы, формируемые при изучении иностранного языка:

1. формирование коммуникативной компетенции в межкультурной и межэтнической коммуникации;
2. развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия, трудолюбие, дисциплинированность;
3. формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;
4. стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры; осознание себя гражданином своей страны и мира;
5. готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, свою гражданскую позицию.
Все вышеперечисленное можно объединить на уроках английского языка через изучение текстов на православную тематику (Ветхий и Новый заветы).
Это логично и приемлемо в православных школах и гимназиях, где сам статус учебного заведения «православная» подвигает учителя иностранного языка включать православную лексику и тексты в содержание урока. Для общеобразовательных школ – это введение элективного курса типа «Православный английский» или т.п.
Для учителя иностранного языка в этом ракурсе открываются огромные и беспроигрышные перспективы нравственного и духовного воспитания учащихся через перевод и обсуждение текстов, притч, заповедей, анализ поведения современной молодежи и ученика в частности.
Содержание Библии велико. Можно привести несколько примеров для обсуждения: это первый грех прародителей Адама и Евы, это убийство Авеля Каином, 10 заповедей, заповеди блаженства, притчи, наставления Соломона.
Господь Иисус Христос нередко проповедовал Евангельское учение в форме иносказательных рассказов, для которых брал рассказы из природы или современной общественной жизни. Такие рассказы получили наименование притч.
Многие Евангельские притчи, слышанные нами еще в детстве, мы хорошо помним, несмотря на то, что прошло много лет. Это происходит потому, что они являют собой живые и яркие рассказы. Достаточно упомянуть одно название притчи, и сразу в сознании возникает яркий евангельский образ.
Как известно, притчи затрагивают самые различные темы: о благодати, о бодрствовании, о внимательности, о добрых делах, о милостыне и сострадательности, о молитве, о постоянстве, о покаянии, о причине зла, о прощении обид, о рассудительности, о соблазнах, о смирении и гордости, об умножении добрых качеств, об усердии. И здесь можно по каждой теме разработать отдельный урок, или же зачитывать притчу, как поучительный рассказ, тогда дети будут слушать активно, творчески, а не просто, как какой-то занимательный рассказ
В конце каждого текста идет обсуждение прочитанного через наводящие вопросы типа: Как вы оцените данного героя, его поступок? Что вам
(не-)понравилось в нем?
Докажите данное утверждение. Приведите пример из вашей жизни. Хотели бы вы, что бы с вами так же поступили? В чем мораль (поучение) данного текста? Что вы узнали нового? Будет ли вы теперь …?
Учитель может помочь ребенку определиться с выбором в поведении, образе жизни, ценностях этого мира и общества.
Английский язык способствует этому не только через чтение текстов, поэзии, но и через сравнение своей и чужой культуры, своих и чужих ценностей, традиций, норм поведения, толерантности и, конечно же, через чтение православных текстов.









You are welcome!

Добро пожаловать в блог!!!

Добро пожаловать на страничку открытий и находок!

Меня зовут Елена. Я учитель английского. Обожаю Интернет. Здесь можно найти много нужной и полезной информации для уроков, что я иногда забываю обо всем.

Что нужно учителю для урока? Конечно же фантазия! красочные плакаты! настольные игры!песни! дидактический материал! ... Я нахожу все это в Интернете.

Приглашаю Вас делиться своими находками.