воскресенье, 16 июля 2017 г.

Фейки в образовании

В свое время был проведен мастер-класс, тема которого будет актуальна до тех пор, пока есть интернет, и о котором стоит почитать в следующих постах:
Библиотекари учатся соблюдать авторские права, отличать фейк от факта и продолжают визуализировать информацию.
Мастер-класс "Библиотекарь в медийной войне". Подводим итоги
Обязательно посетите и познакомьтесь с материалами самого мастер-класса "Библиотекарь в медийной войне". Автор: Подъяпольская Ольга Игоревна

Цель данного мастер-класса - это донести до пользователя тот факт, что в интернете часть информации является фейком.
Что же такое фейк? Содержательно сленговый термин "фейк" (англ. fake) означает подлог, подделку, фальсификацию чего-либо. Источник.

Есть фейковые:
  • программы
  • сайты
  • почтовые ящики
  • новости
  • аккаунты (в Facebook, Одноклассниках, ВКонтакте )

Цель фейков одна – получение материальной и моральной выгоды через информационное мошенничество. 
Годом появления фейков называют 1996 год, когда в нашу реальность вошел термин "фишинг". 

Как может выглядеть медиа-фейк? 
Ольга Игоревна привела следующие примеры:
«Самый короткий страшный рассказ в двух предложениях – это рассказ Фредерика Брауна «Стук в дверь»: «Последний человек на Земле сидел в комнате в полном одиночестве. Раздался стук в дверь...». Собрал этот информационный фейк больше 12000 лайков. 
На самом деле рассказ Брауна несколько длиннее, с более позитивным содержанием, с которым можно ознакомиться в Библиотеке Максима Мошкова

«Однажды к Эрнеcту Резерфорду, президенту Королевской академии, обратился коллега за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как тот утверждал, что заслуживает высшего балла.... Студент этот был Нильс Бор (1885–1962), датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.» Полный текст фейка.
На самом же деле Нильс Бор познакомился с Резерфордом в 1911 году, уже будучи доктором наук. И описываемым студентом быть не мог. Вот опровержение ВКонтакте.

«Знаменитый бриллиант Голубое сердце, который носила Кейт Уинсле в фильме "Титаник". Он был найден в южноафриканской шахте Премьер. Этот бриллиант весит 30,82 карат и был огранен в Париже в 1909 году. С тех пор его многократно перепродавали. Он был во владении ювелирного дома Картье и многих других ценителей. В данный момент Голубое сердце находится в США в бриллиантовой коллекции одного из музеев».
Такого камня не существовало, и в фильме "Титаник" использовался вымышленный камень

Признаки информационного фейка: 
  • первоисточник (официальная информационная площадка) реального факта или информации не идентифицируется;
  • сомнительная история информационного источника;
  • низкое качество публикуемого в первоисточнике контента;
  • недоверие к автору, или невозможность его идентификации (сетевая анонимность);
  • боты и информационный «выброс».


Как быть?
Есть сервисы, которые позволяют найти изображения, определить степень их подлинности, например, http://tineye.com/izitru.com/
Есть инструменты, которые помогают получить предварительную оценку содержания поискового запроса для выбора дальнейшего направления поиска и анализа информации (Википедия, StopFake и т.д.). 

Но оказывается, что фейки можно делать самим в контексте развития личностной и массовой медийной грамотности. 
В качестве примера приведу конкурс «Научный квест», реализуемый в рамках проекта «Школьная лига РОСНАНО»

Существует проект «Fakebook», который нужно рассматривать как инструмент изучения истории, в рамках которого участники создают страницы, аналогичные страницам Facebook, но от лица различных исторических деятелей или литературных персонажей (фейки). 
Участники сами загружают информацию о вымышленном или историческом/литературном персонаже: посты, фотографии, данные, видео, ссылки.
Создать такую страницу может любой желающий без регистрации.



Обратите внимание, что добавлять картинки с рабочего стола компьютера, изменять обложку и сохранять изменения можно в том случае, если вы напишите минимум 5 постов.
После сохранения всех изменений, вам будет предложено создать пароль для входа и редактирования страницы. 
Также вы получите ссылку-адрес вашей страницы в Fakebook, эту ссылку вы можете выложить в социальных сетях своим ученикам.




Созданную страницу можно распечатать и принести на урок.
Как вариант работы на уроке, учащиеся могут выбрать уже созданную страницу исторического персонажа и обсудить ее, найти достоверные и ложные факты, привести доказательства, обсудить всевозможные теории и гипотезы. Галерея персонажей


Например, исторический персонаж Иван IV Грозный
Таким образом, можно попробовать научить учащихся отличать вымысел от правды. Или нет?


Полезные материалы 
13 способов обнаружить фейка
Осторожно, Фейк! 
Достоверность и ее оценка. 
Как правильно искать в Google (1)
Как правильно искать в Google (2) 
Педагогические аспекты формирования медийной и информационной грамотности.
Рождественская Л.П. Поиск вместе с Google. Каким может быть курс по поиску для школьников?
Рождественская, Л.П. Формирование навыков функционального чтения. Пособие для учителя. 

Добро пожаловать на страничку открытий и находок!

Меня зовут Елена. Я учитель английского. Обожаю Интернет. Здесь можно найти много нужной и полезной информации для уроков, что я иногда забываю обо всем.

Что нужно учителю для урока? Конечно же фантазия! красочные плакаты! настольные игры!песни! дидактический материал! ... Я нахожу все это в Интернете.

Приглашаю Вас делиться своими находками.