суббота, 20 февраля 2016 г.

Урок НАУ-РА!

Февраль 2016 года. Солнечный теплый день. 12:00 дня. АМОУ Свердловской области СОШ №2. Любопытные взгляды учеников 1 и 3 классов. Урок начался!

Добрый день! Очень рада видеть вас в лаборатории. Скажите, ребята, что такое лаборатория и что в лаборатории делают?
( Предполагаемые ответы детей- В лаборатории проводят различные опыты и эксперименты над животными, растениями и т.д.)
Правильно, и сегодня мы с вами тоже будем проводить опыты и эксперименты, только со светом и цветом и в этом нам поможет набор "Свет и цвет".


В набор входят множество предметов.



Так начался урок. Далее мы с ребятами обсудили источники света, узнали как происходит смена дня и ночи. Есть ли мягкий знак в словах "день" и "ночь".
Сделали выводы, что:
1.Свет движется по прямой.
2.Есть непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы.
3.Наблюдали образование теней и отражение света.

Приведу рецепты 2 опытов, которые просты,но эффектно смотрятся smile.gif При желании их можно провести дома.
Первый опыт.
Материал:
- лимонная кислота (уксус)
- пищевые красители
- сода
- стаканчики
- вода
- большая тарелка (поднос)
Разведите в стаканчиках немного лимонной кислоты и пищевого красителя теплой водой. Дайте раствориться кислоте, чтобы не было осадка. На тарелке рассыпьте ровным слоем соду, распределите ее равномерно по всей поверхности. Попросите ребенка капнуть несколько капель цветной "воды" на соду и наслаждайтесь впечатлением, которое произведет опыт на ребенка. Капайте лимонной кислотой по чуть-чуть в разных частях тарелки, меняйте цвета, смотрите.


Второй опыт.
Материалы:
- тарелка с молоком
- пищевые красители
- средство для мытья посуды
- ватная палочка
Попросите ребенка насыпать немного пищевого красителя в молоко. Подождите и вы заметите, как молоко начинает свой "танец цветов". В том месте, где упали крупинки красителя молоко сначала незаметно, а потом явно двигается, закручивается. А от красителя на нем появляются затейливые узоры, полосы, снежинки. Далее берем ватную палочку и обмакиваем ее в средство для мытья посуды. Опустите палочку в центр тарелки с молоком. Красители разбегаются в разные стороны и перемешиваются, получаются цветные круги.


Благодаря набору "Свет и цвет" мы складывали цвета.


Мы не только складывали цвета, но и делили их. Для того чтобы узнать, из каких цветов состоит черный или фиолетовый цвет, можно использовать научный метод, называемый хроматография. Суть метода в том, что вода по-разному растворяет различные вещества и краски. Молекулы одних веществ «плывут» быстрее, чем других. Так мы узнали из чего состоит черный и фиолетовые цвета. 

Под конец урока мы создавали волшебные волчки. Самые простые схемы волчков - это по секторам. Круг делится на четное число секторов и раскрашиваются, например, в желтый и в синий цвета или в желтый и красный. При вращении мы увидим соответственно зеленый и оранжевый. 
Если разделить волчок на семь частей и покрасить их (очень бледно акварелью) в соответствии с расположением цветов в спектре, то при вращении волчок должен стать белым. Мы будем наблюдать процесс «собирания» цветов, так как белый цвет - это смесь всех цветов.

При использовании набора "Свет и цвет" мы посмотрели как складываются голубой, желтый, пурпурный цвета и дополнительные цвета. Поработали со столовыми наборами ( вилкой и ложкой), чтобы увидеть цветные оттенки.
Узнали какие цвета поглощает, а какие пропускает зеленая, красная и синяя пленки. Причем с разной интенсивностью.

После урока уже дома мы с Анютой стряпали печенье, которое покрасили пищевыми красителями. Вот что получилось у нас!

Хочу добавить, что Аня и Саша освоились с набором "Свет и цвет", смело подключают светодиоды к блоку питания, играют с цветными огоньками, работают с лупой, проводят свои опыты. 

Не все опыты из книги можно провести сейчас в их возрасте, со временем будем двигаться дальше. 
К сожалению, мы не смогли создать радугу с помощью дифракционной решетки. Пытались 3 раза. Но пока безрезультатно. Будем продолжать наши попытки smile.gif

Как вы уже поняли, часть опытов взято не из набора "Свет и цвет". Я имею ввиду опыты с пищевыми красителями. Поэтому, предлагаю составителям руководства "Свет и цвет" включить эти опыты в само руководство, а в комплект оборудования добавить пищевые красители, соду, шампунь и лимонную кислоту. Тогда количество экспериментов увеличится, и набор "Свет и цвет" можно будет рекомендовать детям не от 10 лет, а с 7 лет.

Радостно, что в марте нас пригласили провести урок для 2 и 4 классов. Планирую добавить опыты с водой.

Большое СПАСИБО компании НАУ-РА за такой замечательный набор "Свет и цвет" и за возможность иметь его дома и обучать с его помощью детей!

Комментариев нет:

Отправить комментарий